Общая тактика развития за некоторые европейские страны при игре без рт.
При игре без ПТ я строился примерно так (уже начинаю забывать): 1. сразу делю холопов на 2 группы по 9 рыл (+/- 1 - 2 рыла) 2. 1 и 2я группы строят 2 ТЦ 3. 1 на мельницу, 2 на склад 4. 2 на кузницу, 1 на рынок 5. 2 бараки, 1 все еще рынок 6. 1 зачинаем академию, 2 достраиваем бараки 7. 1 и 2 на академию 8. Да, менять можно весь уголь, железо до 1000-1500, золото в кол. 1000 меняю на еду (для постройки пикинеров, строить которых надо сразу же и без остановки (посылаем первых на поиски). После того, как построится академия сразу зачинаю 2-х офицеров и барабанов. Всех свободных на поле!!! 9. До созревания поля точку сбора холопов делаю на лес, как только созреет поле точку сбора на него. 10. В процессе выполнения вышеперечисленных операций, родившихся холопов (как только 5 родится) на шахты. Я начинаю с золотых, затем железные. Золотые сразу качаю на 2-ку(2 точно). 11. Оглядываем округу в поиске золотых шахт и сразу хамим! 12. Как наберутся первые пикинеры (36 или 72 рыла) в отряд и нападать (или обороняться если дозорный засек кого то). 13. Главная задача на данном этапе - это прокачка пикинеров на максимально доступную сейчас величину. Меняйте Золото на еду (но так чтоб хватило на прокачку пикинеров)!! 14. Да, чуть не забыл, делаю апгрейд в мельнице, кузнице, мелиорацию и первое зерно в академии (на еду апгрейды, если кто не понял) 15. Далее растим все без остановки, когда холопы будут таскать много, но до прокачек будет далековато, качаем топоры и рыл 20 с поля на лес, 10 на камень (мне этого хватало) 16. Далее - дип. центр или барак (по желанию). Да, после занятия золотых и железных шахт хамим угольные!! (для драгун, лошадей и вообще) 17. Ну на этом пожалуй на развитии за Россию можно остановиться. За остальные страны процедура примерно такая же. Только вместо 4-х бараков - 2 и почти сразу строится дипцентр. На этом с развитием, пожалуй, закончу вообще.
Война - Россия При игре Россией основную ставку делаю на пикинеров. Если пикинерами взять противника не удалось, нанимаю сначала лучников, затем драгун. Если золота, железа и угля много, то можно сразу нанять драгун. Но я обожаю лучников - это универсальный юнит при игре без ПТ. Лучников ведем сзади или спереди отряда, при появлении противника выбираем центрального юнита и атакуем лучниками (никогда не вожу лучников на атаке, т.к. они очень косые и стреляют непонятно куда, а при атаке центрального юнита они могут не попасть в него, но обязательно заденут соседей). Лучше атаковать центрального юнита в первом ряду пикинеров, т.к. в процессе движения вы попадете как раз в середину. Если, пока вы шли, противник уже разжился драгунами - не беда. Опять помогут лучники!!! Они пойдут на мясо! Мясо - самый дешевый и не нужный из имеющихся на данный момент юнитов. Так вот - выводим лучников вперед и ведем перед пикинерами. Пока драгуны расстреливают мясо - пехота более или менее сохранно подходит к драгунам! Подводить пехоту к стреляющим юнитам без охраны рядом следует на move т.к. они движутся немного быстрее (зачинать драгун, также как и пушки нужно разом, т.е. накопить ресурсы и сразу зачать штук 50-80. Это связано с последуюшим удорожанием драгун и пушек; так что делать их партиями невыгодно!!). При игре другими нациями мы получаем возможность строить дип центр сразу (или почти сразу). Чтоб сдержать русскую (а также любую другую) пехоту нанимаем лучников. Далее по мере развития (и своего, и шахт) нанимаем драгун. Эффективней использовать драгун против пехоты следующим образом: атаковать пехоту, как только пехота подойдет, отъехать чутка и снова атака! При игре против Алжира эффективно нанимать сразу много гренадер (против пехоты они 100% слабы, а вот лучников валить самое оно, главное чтоб железа и угля хватило). Пехоту водить против Алжира нужно без офицера и заходить на лучников небольшими группами с разных сторон. Можно нанимать казаков - они также неплохи против лучников. Дальше жить до кавалерии или многостволок - это реальное спасение (если вы не наняли 70-120 драгун и не поставили их на hold у Алжирских бараков и если хватит ресурсов). При игре Алжиром считаю основной ошибкой игроков - нападение одними лучниками без поддержки. Думаю, при поддержке мясного (легкой пехоты) отряда в 72-120 рыл они были бы гораздо эффективней. Играя Алжиром следует портить противнику экономику (оставлять небольшое кол-во лучников на потеху пикинерам а остальных вести на move к важным строениям и рушить игнорируя домогания пикинеров). Для борьбы с драгунами (без поддержки) неплохо подходят наемные казачки (в количествах, не уступающих, а даже превосходящих драгун противника). Идеальным является: атака казаками+драгунами!! Пока драгуны противника тушуются перед шустрыми детьми Украины, свои драгуны расстреливают их почти без потерь. При игре за Турцию считаю важнейшим моментом - дожить хотя бы до 1-й конюшни и прокачать скорость постройки лошадей. Тогда у вас будет самый замечательный конный разрушитель - татарин!!! Эти достойнейшие бойцы валят пехоту с легкостью Алжирских лучников, но имеют health в 300 ед. Действуем также, как с Алжирскими - подъезжаем и рушим! Казаки, скажете вы, драгуны - наседать со всех сторон - все равно противник не успеет везде! Татары - великая сила!!! Про юнитов 18 века не пишу, т.к. еще не видел чтоб кто нибудь дожил до него без ПТ. При перестрелках пушками около них лучше держать какое-нибудь наемное мясо, а чуть позади драгун!