Украина С самого начала игры шесть крестьян отправляем строить мельницу. Остальные дружно строят таунцентр (далее ТЦ). После возведения мельницы, её строители идут делать второй по счету ТЦ. Через некоторое время, 1-й ТЦ строится, и в нем необходимо сразу заказать 10-15 крестьян. Лучше делать это так: зажимается Shift и пару раз кликаем по иконке в ТЦ по производству рабочей силы. Строители первого ТЦ распределяются так: чуть меньше половины идут строить склад, остальные кузницу. Запомните главное: основной целью начального этапа развития является постройка базара и с его помощью ТРЕТЬЕГО ТЦ. Это краеугольный камень нашей стратегии. Следуя ей, делаем следующее: после постройки кузницы и склада, максимально возможное количество крестьян идут строить рынок. Большая же часть крестьян строивших 2-й ТЦ отправляем валить лес, т.к. этот ресурс в игре за хохлов стратегически важен на первых этапах. Остальные строят казацкую хату и одного можно отрядить строить церковь. Маленькое отступление. Строительство сердюков и крестьян должно быть непрерывным и постоянным во всех доступных зданиях. Попов на начальном этапе не надо делать слишком много, т.к. они стоят довольно дорого. Хватит 2-3. Наконец базар построен! Наша задача приобрести дерева до количества равного 11200 и пополнить запасы еды. Делаем так: 1000 золота меняем на еду, затем пускаем золото, железо и уголь на покупку нужного количества дерева. Главное, чтобы золото у вас всегда в некоторых количествах присутствовало. У меня всегда стабильно оставалось после продажи 700-800 единиц. Строим третий ТЦ и налаживаем в нем непрерывное производство крестьян. Дальнейшие действия по строительству не буду описывать столь подробно - во многом это зависит от опыта игрока, карты и местоположения наиболее сильного противника. Через некоторое время крестьян у вас будет в достатке. Приоритеты их работ таковы: 1. Добыча дерева. 2. РАВНОМЕРНОЕ заполнение близлежащих шахт 3. Пища 4. Добыча камня Суть проста: нам надо стремиться построить забор. Хохлы могут делать только деревянные заборы и не могут делать башни. Рекомендуется оградить свою базу по причинам частых быстрых налетов казаков наемников противника. Серьезного урона они не причинят, т.к. доблестные украинские крестьяне без боя не сдаются, а удар у каждого такого народного ополченца равен 20. И это при том, что наемные сечевые имеют показатели поскромнее. Такие рейды наемников могут привести только к захвату шахт без боя. Сердюки, прикрывающие шахты - печальное зрелище. Да и вообще, в отличие от других рас, я бы не советовал расставлять воинов у ключевых объектов базы в больших количествах. Пикинеров для прикрытия у хохлов нет, а сердюки будут полезнее у деревянной стенки, отстреливая при этом врагов. Деревянная стена нужна и потому, что отряды блуждающих пикинеров будут долго гоняться за сердюками по базе, вместо наиболее предпочтительной для нас гибели у стен города от пуль стрелков. Все просто: они будут пытаться ломать стенки, а мы будем их отстреливать без урона живой силе. В силу этого, стратегически важным решением будет постройка 4-5 казацких домов с непрерывным производством юнитов и разработка апгрейда на скорострельность в университете. Вы зададите вопрос: как построить пять казарм сразу. Ответ: никак, но по мере накопления леса и камня сразу стройте казарму за казармой. У хохлов почти нет пехоты, поэтому поначалу молитесь, чтобы пара отрядов проапгрейженых копейщиков не проломили стенку и не устроили соревнование по скорости бега «пикинер vs сердюк» в пределах вашей базы. На крайний случай, можно прикрыть сердюков крестьянами, пока нет конюшни. Это только для критических ситуаций, т.к. крестьяне должны работать, а не воевать, и нормально проапгрейженные пикинеры быстро решат вопрос в свою пользу. Еще одно: на первых порах не вдавайтесь в космополитизм и не стройте шахты далеко от базы. Вам просто некем будет их нормально прикрыть. Вернемся к забору. Не стоит огораживать половину карты - дерева не хватит. Стремитесь использовать возвышенность и водоемы. Предпочтительнее будут карты с высокогорьем и плато. Надо стремиться сделать апгрейд в университете повышающий добычу леса. Вам нетрудно будет найти немного золота и 5500 еды, иначе 25 крестьян-лесорубов только-только будут поспевать за пожирающим лес забором. В этом случае, постройка зданий будет очень проблематична. Теперь о шахтах. Важно именно равномерно заполнять их. Про значимость золота говорить глупо - все и так хорошо знают ему цену. Железные и угольные шахты также важны по следующим причинам: пехоту хохлов составляют пороховые юниты и их функционирование при довольно дорогих апгрейдах, подразумевает наличие большого количества угля, а особенно железа. Пытайтесь развивать близлежащие шахты вместо захвата шахт хрен, знает где. Естественно, в них не должно быть меньше 10 человек. Это минимум. И еще. Конница особенно актуальна для хохлов. Для двух наиболее важных апгрейдов на скорость постройки и +5 удара вам суммарно понадобится около 13000 железа и более 8000 угля, причем, чем быстрее, тем лучше. Выводы делайте сами.